ПИШЕМ СОЧИНЕНИЕ С


 ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, МНОГИЕ ВЫПУСКНИКИ, ГОТОВЯСЬ К ЭКЗАМЕНУ, ГОВОРЯТ:" СПРАВЛЮСЬ С БЛОКОМ А, И ХВАТИТ!" ПОВЕРЬТЕ, СТОИТ ДЕЛАТЬ ВСЕ ЗАДАНИЯ , ВСЕХ БЛОКОВ, ДАЖЕ ЕСЛИ ТЕБЕ НАДО НАБРАТЬ МИНИМАЛЬНЫЙ ПРОХОДНОЙ ... ПОЭТОМУ ДАВАЙТЕ ПОГОВОРИМ О СОЧИНЕНИИ.


Прекрасное пособие в виде схем и замечаний по поводу того, как грамотно и максимально верно научиться писать отзывы, рецензии и эссе в заданиях типа С1 по русскому языку.



1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и выражения).
… –  вот тема, к которой обращается автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме – теме…
 Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес,  заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть две  и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те) проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле «проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны: автором проблема может быть:
поставлена
изложена
рассмотрена
выдвинута
затронута
поднята
сформулирована
исследована
проанализирована
Возможные проблемы:
Проблема памяти о своих истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);
Проблеме роли детства в жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
Проблема исторической памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину7);
Проблеме отчего дома (почему нельзя забывать отчий дом7);
Проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
Проблема нравственной прочности  человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
Проблема развития и сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
Проблеме влияния человека на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния);
Проблеме восприятия человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?);
Проблеме несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и нищих, правильно ли устроено общество?);
Проблеме отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о тех, кто  не может позволить себе есть досыта?);
Проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
Проблеме выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?)
Проблема ответственности человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, от других людей?);
Проблеме коммерциализации культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает автор. Это – самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень актуальности текста?  Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная, экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая? Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка видения писателя? Может автор показывает это  глазами рассказчика, говорит от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
  • социальная
  • общественно-политическая
  • идеологическая
  • морально-этическая
  • философская
  • психологическая
  • нравственная
  • эстетическая
Значимость проблемы можно подчеркнуть с помощью слов:
  • общественно-значимая
  • животрепещущая
  • жизненная
  • насущная
  • первоочередная
  • острая
  • важная
  • серьёзная
  • спорная
  • глубокая
  • злободневная
  • актуальная
  • главная
  • сложная
  • принципиальная
  • жгучая
  • наболевшая
  • основная 
  • неразрешимая
  • назревшая
Проблема может заставить читателя:
  • глубоко задуматься
  • рассуждать вместе с автором
  • лучше понять себя и окружающих
  • лучше понять трагизм происходящего
  • серьёзно размышлять
  • критичнее относиться к…
  • по-иному посмотреть на…
  • поделиться мыслями о…
Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?
Это позволяет увидеть, что интересует автора.
Комментируя проблему, вы показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
Комментарий позволит вам глубже посмотреть на поставленную проблему.

В комментарии не должно быть:
  • Пересказа исходного текста или его части.
  • Рассуждений по поводу всех проблем текста.
  • Комментариев о действиях героев текста.
  • Избегать повторов слова «проблема»
  • Не допускать выражений «проблема о том, что…»,  «проблема того, что..»,  «проблема о мужестве и стойкости..».
4. Определяем авторскую позицию (идея текста).
При этом необходимо сказать о том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию («за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает. Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме. Авторская позиция в публицистическом стиле, скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
Если текст художественный, то авторская позиция может быть  прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности; призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.
Автор может
  • Посвящать свою статью
  • Решать заявленную проблему
  • Эмоционально воздействовать на читателя
  • Делать читателя своим союзником
  • Образно воссоздавать картину происходящего
  • Выделять ключевые проблемы(мысли, слова, мотивы)
  • Образно представлять суть проблемы, которая его волнует
  • Усиливать положительное или отрицательное отношение к чему-либо
  • Передать глубину проблем (чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
  • Раскрывать сущность поставленных проблеем
  • Точно формулировать (выражать)мысль
  • Заставить читателя задуматься над проблемой (темой, идеей)
  • Показать злободневность рассматриваемой им проблемы (темы)
  • Формировать положительное или отрицательное отношение к поднятой проблеме
  • Пытаться найти причины негативных (позитивных) явлений
  • Подчёркивать остроту поставленной проблемы
  • Видеть глубину и актуальность проблемы
  • Обращаться к традициям русской жизни, литературы….
  • Выражать мнение большинства
  • Пытаться понять, почему
  • Использовать ряд убедительных аргументов
  • Побуждать искать истину
  • Стараться объяснить, почему
  • Поднять в статье проблему, которая кажется наиболее актуальной
  • Заставить сделать переоценку отношений..
  • Ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа
  • Помочь нам увидеть традиционную тему по– новому
  • Утверждать, что…
  • Уточнять некоторые моменты
  • Писать интересно и ново о старых проблемах
  • Ставить перед нами цель – найти решение сложных жизненных вопросов
  • Привести в качестве примера цитату
  • Быть строгим судьёй негативным явлениям жизни
  • Намереваться найти ответы на сложные жизненные вопросы
  • Заставить нас самим решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
  • Приглашать к разговору о непростых проблемах нашей жизни
  • Убедительно доказывать, используя конкретные примеры
  • Дать новую жизнь старой теме
  • Формировать положительное или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
  • Подчеркнуть истинное положение вещей
  • Иронически (саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и героях
  • Показывать образец поведения, отношения к жизни
  • Говорить с тревогой о наболевших проблемах
  • Открыто заявить о своёй гражданской позиции по отношению к…
  • Призывать нас к …
  • Представлять истинную картину происходящего
Автор стремится реализовать цели:
Поделиться с вами своими размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой, проблемой
Эмоционально воздействовать на вас
Найти в вас единомышленника
Клише:
Автор считает, что… Автор утверждает, что…
Автор убеждён, что…, и подобная уверенность имеет свои основания.
Автору важно убедить читателя в том, что…
Бесспорно мнение автора о том, что…
Автор подводит читателя к мысли о том, что…
Автор стремиться донести до читателя мысль о том, что…
Решая проблему, автор приходит к выводу: …
… – в этих словах, по – моему, отражена основная проблема текста.
… – это высказывание точно отражает мысль автора.
Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к примерам из читательского или жизненного  опыта. Собственное мнение должно быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали об этом, какие литературные  ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы доказываете приведенным примером.
Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не) согласен с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
тезис
аргументация
вывод
аргументация
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на  примеры из художественной литературы, авторитетных людей.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие, восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная (прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает  и такой факт…
Шаблоны: 
С удовольствием прочитал…
Нельзя остаться равнодушным…
К сожалению…
Следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…
На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.
Я считаю, что не совсем справедливо автор говорит о том, что…
Автор справедливо отмечает, что…
Авторские оценки справедливы и точны. Действительно, …
Авторская позиция по данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
Во-первых,…
Во-вторых,…
Таким образом,  
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Как можно ввести аргументы в изложение собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
Обратимся к (факту, воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
Достаточно привести такой пример…
Это можно доказать следующим образом..
Подтверждением сказанному может служит следующий факт…
Приведу ещё один пример, доказывающий мою точку зрения.
В этом легко убедиться, обратившись к…
С помощью вводных слов и словосочетаний:
Например,…  Допустим…
По свидетельству кого-либо,… Предположим…
Во-первых, …, во-вторых, … и т.д.
С помощью союзов и придаточной части:
Так как…
Потому что…
Оттого что…
Благодаря тому что…
В связи с тем что…
6. Как заканчивать сочинение?
2-3 предложениями, дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение?
Если знаете что-либо об авторе, можно написать 2-3 предложения.
Можно написать о позитивном впечатлении, которое произвел на вас текст.
Можно обрисовать типичную картину (Часто бывает так, что…)
На вечные темы можно начать так:  Любовь…Сколько о ней сказано!


Алгоритм написания сочинения-рассуждения

Вступление.

Проблемы, над которыми размышляет автор.

Комментарий.

Выявление позиции автора.

Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).

Первый аргумент.

Второй аргумент.

Вывод (заключение).

Советы:
Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.
Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.


ПРАКТИКОВАТЬСЯ - НАИБОЛЕЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ЗАКОННЫХ 23 Б. ЗА СОЧИНЕНИЕ !
Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ, МОИ ДРУЗЬЯ,  ТЕКСТЫ, ОПИРАЯСЬ НА КОТОРЫЕ, ВЫ МОЖЕТЕ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ, РАЗМЕЩАТЬ ЕГО В КОММЕНТАРИИ И ПОЛУЧАТЬ МОИ РАЗЪЯСНЕНИЯ.


 










4 комментария:

Наталья комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Наталья комментирует...

Памятки (подготовка к заданию С1)
Данная статья содержит 6 небольших памяток, которые помогут подготовиться к написанию экзаменационного сочинения (задание С1):
Памятка 1. Основная проблема.
Памятка 2. Оценочные слова.
Памятка 3. Аргументы.
Памятка 4. Авторская позиция.
Памятка 5. Комментарии.
Памятка 6. Этическая ошибка.

Памятка 1. Основная проблема

Основная проблема - это та,

* которая стала объектом раздумий автора;
* над которой он в основном размышляет;
* к которой он неоднократно возвращается;
* по которой отчётливо заявлена авторская позиция.


В тексте

* исследуется
* анализируется
* поднимается
* рассматривается
* затрагивается

проблема (чего? - Р.п.)

* нравственного выбора
* экологии
* добра и зла и т.д.

Автором проблема может быть:

* поставлена
* изложена
* рассмотрена
* выдвинута
* затронута
* поднята
* сформулирована
* исследована
* проанализирована


Памятка 2. Оценочные слова

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

* с удовольствием прочитал...
* нельзя остаться равнодушным...
* к сожалению, ...
* к немалому удивлению, узнал, что...
* убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя
* разделяя негодование автора, хочу сказать, что...
* оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение
* возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...
* интересно то, как автор ... и т.п.


Памятка 3. Аргументы

Аргументами также являются:

* ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы
* имена исторических деятелей
* ссылки на признанные авторитеты и их произведения
* свидетельства очевидцев
* названия событий
* цитаты
* даты
* различные факты (место, обстоятельства, участники событий)
* собственные наблюдения и выводы
* положения официальных документов
* различные общественные законы
* законы природы
* народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)
* статистические данные
* примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
* примеры из жизни окружающих


Наталья комментирует...

Памятка 4. Авторская позиция


Авторская позиция может быть выражена:

1. Чётко, прямо, непосредственно

* в названии текста
* в отдельных предложениях текста
* через ряд аргументов

2. Через модальный план текста

* риторические вопросы
* риторические восклицания
* порядок слов
* лексические повторы
* оценочную лексику
* модальные слова и частицы
* ряд вводных слов, словосочетаний, предложений


Языковые клише для изложения авторской позиции:


* Автор считает, что...
* Автор утверждает, что...
* Автор убеждён, что... и подобная уверенность небезосновательна.
* Автору важно убедить читателя в том, что...
* Бесспорно мнение автора о том, что...
* Цель автора - заставить читателя обратить внимание на ...
* Задача автора - убедить читателей в том, что...
* Автор так определяет своё отношение к поднятой проблеме: ...
* Автор подводит читателя к мысли о том, что...
* Автор стремится донести до читателя мысль о том, что...
* Решая проблему, автор приходит к следующему выводу: ...
* "..." - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
* "..." - в этом высказывании (указать автора) нашла своё отражение идея текста.
* "..." - это высказывание точно отражает позицию автора.
* ... - вот основная идея (мысль) текста.
* "..." - именно эта мысль отражает авторскую позицию.
* ... - эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
* ... - в этом предложении звучит прямая авторская оценка...
* ... - всё это позволило автору выразить мысль о том, что...
* ... - вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.
* ... - вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
* Позиция автора очевидна: ...


Памятка 5. Комментарии

В комментарии не должно быть:

* пересказа исходного текста или любой его части
* рассуждений по поводу всех проблем текста
* комментариев о действиях героев текста
* общих рассуждений о тексте (ведь экзаменуемому нужно прокомментировать одну из проблем!)


Памятка 6. Этическая ошибка

Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми.

Речевая агрессия - это

* грубое, оскорбительное, обидное общение;
* словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.


Источник: Г.Т.Егораева "Русский язык. ЕГЭ 2011. Практикум 3 (С)". Издательство "Экзамен", Москва 2011

Наталья комментирует...

К 1 сентября каждого года специально созданным для этого Советом, состоящим из авторитетных деятелей российской культуры, науки и образования, будет определяться и обнародоваться открытый банк из 6-8 тематических направлений (каждое из направлений будет включать в себя набор закрытых тем, выбор из которых будет осуществляться непосредственно в день написания сочинения в декабре того же года).

Предварительный список направлений сочинений:

Юбилей М.Ю. Лермонтова.
Будущее России и мира в произведениях русской литературы.
Литература и власть.
Вопросы, заданные человечеству войной.
Быть гражданином.
Милосердие и справедливость.
Путешествия и открытия.
Человек и/или техника.
Виртуальность (в) нашей жизни.
Красота науки.
Напоминаем, что каждое направление - это набор тем. Сами темы публиковать НЕ будут

Источник: http://www.ctege.info/knigi-po-russkomu-yazyiku-dlya-podgotovki-k-ege/predvaritelnyiy-spisok-napravleniy-vyipusknyih-sochineniy-v-11-klasse-napravleniya-i-temyi.html