Анализ
выразительных
средств текста. Языковые особенности текста
В
тексте необходимо найти средства выразительности из перечисленных в
задании и
написать порядковые номера этих средств. Обрати внимание! Необходимо
писать
цифры-ответы в том порядке, в котором они идут во фрагменте рецензии, а
не
произвольно! Запомни ! В 2013 г. это задание принесёт тебе 4 б, думаю , не помешает.
Изобразительно-выразительные
и образные средства
русского языка
I
Фонетические средства (фоника)
1.
Аллитерация — повторение
согласных; усиливает образность, выразительность речи, её
смысловую сторону:
- Город
грабил, грёб,
грабастал. (М.)
2. Ассонанс - повторение гласных; усиливает
образность,
выразительность
речи,
её смысловую сторону:
- Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. (H)
3. Звукоподражание
~ слово, передающее
звуковое впечатление явления,
предмета;
имеет иллюстративный характер:
-
Мяуканье,
хихиканье,
тараторить, дребезжать,
-
Вот
дождик вкрадчиво прокапал (Твард.).
4.
Интонация
- бывает
ораторская, эпическая, разговорная,
5.
Ритм - создаёт настроение, усиливает эмоциональные .средства;
ритм может приобретать насмешливую
интонацию, имитировать народную
песню и т.д.
6. Паузы -
бывают:
логические — подчеркивают слово в лексике;
-
эмоциональные ~ передают речь
неторопливую, взволнованную,
объективное повествование.
7. Рифмы -
в поэтической речи.
II
Лексические средства (тропы)
1.
Эпитет — образное,
художественное определение предмета, действия (чаще
выражается прилагательным; может
быть существительным, наречием,
глаголом);
типы эпитетов; общеязыковые (трескучий мороз); народно-поэтические
(красная девица); индивидуально-авторские (мармеладное
настроение,-
Чехов):
-
Золотая
роща.
-
Заливались
весёлые птахи.
-
Лазурь
небесная смеётся.
-
Гордо
реет буревестник.
-
Поэт -
эхо мира.
2.
Сравнение
-
сопоставление одного предмета с другим с целью создания
художественного описания первого:
-
И
берёзы стоят, как большие свечки.
-
Ночь
хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого
куста.
-
Хандра
ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень
иль
верная жена (П.) - (развёрнутое сравнение, т.е. используется
сразу два образа)
3.
Метафора — слово,
словосочетание, развёрнутое высказывание, в
котором
содержится скрытое сравнение на основе сходства:
- Целый день осыпаются с клёнов силуэты
багряных
сердец
(Н.Забол.)
(Н.Забол.)
-
Отговорила
роща золотая берёзовым весёлым языком (развёрнутая
метафора, т.е.
нанизывание метафор).
-
Поёт
зима - аукает, мохнатый лес баюкает.
-
Ситец
неба голубой.
-
Поля
шляпы (стёртая метафора)
4. Олицетворение - явления, предметы,
изображающиеся как живые существа
и наделяемые их свойствами:
-
Звезда
с звездою говорит.
-
Спит
черёмуха в белой накидке.
- Время бежит.
5 Метонимия
- слово, которое употребляется в переносном значении на основе
внешней или внутренней связи между предметами,
явлениями:
-
Я три
тарелки съел.
-
Медь
не померкла (доспехи).
-
Молчалины блаженствуют
на свете (Тр.).
6.
Синекдоха — замена
множественного числа единственным,
yпотре6ление целого вместо части
(и наоборот):
- Все флаги в гости будут к нам (в
значении:
государства).
7. Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)
7. Аллегория - иносказание; изображение конкретного понятия в художественных образах (в сказках, баснях, пословицах, былинах)
-
Хитрость
- в образе лисицы,
-
Мужество
и сила- в образе Ильи
Муромца.
- Красота - в
образе Аполлона.
8. Гипербола - преувеличение
свойств, качеств:
-
Я сто
раз говорила.
-
Мою
любовь, широкую, как море, вместить не могут
жизни берега (А.К.Т,).
жизни берега (А.К.Т,).
9. Литота -
преуменьшение свойств, качеств:
-
В
двух шагах отсюда.
-
Ваш
шпиц не более напёрстка (Гр.).
10. Перифраза -
пересказ, описательный оборот, содержащий оценку:
-
Белокаменная
столица (Москва).
-
Унылая
пора! Очей очарованье, (осень).
11. Каламбур -
игра слов, юмористическое использование многозначности слов или
омонимии:
-
Взять
жену без состояния - я в состоянии, но входить в
долги
для её тряпок - я не в состоянии (П.).
для её тряпок - я не в состоянии (П.).
-
Мой
дорогой, очень дорогой портной (Ч.).
12. Паронимы —
слова, близкие по звучанию, но разные по значению; нередко
для характеристики персонажа, подчеркивания смысла:
-
Розыск
сбежавшего жениха не обвенчался успехом.
-
Потоки
патоки.
-
Служить
бы рад - прислуживаться тошно (Гр.),
13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых, понятий:
13. Оксюморон — сочетание логически несовместимых, понятий:
-
Убогая
роскошь наряда,
- Звонкая
тишина.
- «Горячий
снег».
14. Синонимы
- слова, близкие по значению; используются для перечисления,
точности, градации, чтобы избежать тавтологии:
- Впереди
рисовалась жизнь новая, широкая, просторная
(контекстуальные
синонимы).
- Прошёл
месяц. Пробежал второй. Пролетел третий.
15. Устаревшие слова
- архаизмы, историзмы; используются для воссоздания исторической обстановки и речи
героев, для
создания торжественности стиля:
- Златой порфирою
блистает, покрыта лаврами, глава (П.).
16. Неологизмы -
новые слова - общеязыковые или авторские - для создания
художественного эффекта:
-
Я
влюблён, я очарован, словом, я огончарован
(П.).
-
Пусть
сосны бурей омамаены
(Хл.).
17. Просторечная и диалектная
лексика - придаёт
тексту
выразительность,
употребляется в
речи персонажей:
-
А вчерась мне была выволочка
(Ч.).
-
Пахнет
рыхлыми драчёнами,
У порога
в дежке квас (Ее).
18. Фразеологизмы
- устойчивые сочетания
слов; помогают строить текст,придают ему шутливую окраску; средство речевой
характеристики
персонажа:
-
Первый
дачный блин вышел, кажется, комом (Ч;).
-
Дело
не в новой метле, а в том, как она метёт,
19. Лексический повтор - повторение слова, словосочетания в предложении
или в тексте:
- Ветер,
ветер на всём белом свете (Бл.).
- Роман
классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный
(П.).
20
Крылатые выражения - афоризмы, имеющие авторство:
-
Как
белка в колесе (Кр.).
-
Привычка
свыше нам дана, замена счастию она (П.).
21. Пословицы, поговорки;
-
Что
написано пером, не вырубишь топором.
-
Нет
худа без добра.
22. Ирония - вид
тропа,
употребление слова в смысле, обратном буквальному;
цель - тонкая или скрытая насмешка; высшая степень иронии - сарказм:
- Посмотрите, каков Самсон! (о слабом,
хилом
человеке).
- Ты всё пела? Это
дело: так
поди же, попляши (Кр.).
23. Парадокс -
неожиданный,
расходящийся с логикой или привычным мнением вывод:
- Тише едешь -
дальше будешь.
III
Синтаксические
средства (стилистические фигуры)
1. Инверсия —
изменение
нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности,
введение
дополнительных оттенков смысла:
-
Вывели
лошадей. Не понравились они мне.
-
Зимы
ждала природа.
2. Эллипсис - пропуск какого-либо члена предложения,
чаще сказуемого, в
стилистических целях:
-
Тёркин
мой - к огню поближе (Твард.).
-
Я за
свечку, свечка - в печку (Чук.).
3. Умолчание -
незаконченное
высказывание, используется для выражения напряженной,
взволнованной
речи:
- Я страдал...
Я хотел ответа... Не дождался... Уехал... (Ее).
4. Вопросительное
предложение - синтаксическая
организация речи для
смыслового и
эмоционального выделения центров, создаёт манеру
беседы:
-
Что
же такое эта сигнализация?
-
Как
выйти из кризиса?
5. Риторический вопрос
-
вопрос, в котором содержится утверждение:
-
Кто же не радовался солнечному лучу?
- Жизнь
моя? Иль ты
приснилась мне? (Ее.).
6.Риторическое обращение-выделение важных смысловых позиций, идей;
6.Риторическое обращение-выделение важных смысловых позиций, идей;
-
Не шуми, осина, не пыли, дорога. Пусть несётся песня к милой
до порога (Ее).
7. Риторическое
восклицание -
для демонстрации высшей точки концентрации
чувств:
-
О
времена, о нравы! (Цицерон).
-
Да
здравствует Солнце, да скроется тьма! (П.).
8. Период -
синтаксическая
структура, в которой 1-ая часть - эпическое повествование, 2-ая — вывод:
- Если есть в человеке, в
душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда и красота, если хоть
в малой степени есть,- то не
заслуга ли это в первую очередь великой
литературы? (Каз.).
9. Параллелизмы -
сходное расположение элементов, однотипное построение;
-
Ямщик
свистнул, лошади поскакали, колокольчик загремел.
-
Книга
- хранилище знаний, Книга - вместилище всего
великого
опыта человечества. Книга - неистощимый источник эстетических
раздумий.
опыта человечества. Книга - неистощимый источник эстетических
раздумий.
10. Градация -
«лесенка» близких
по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием
впечатления:
-
Не
жалею, не зову, не плачу, ...
-
Звериный,
чужой, неприглядный мир.
11. Антитеза -
стилистическая
фигура контраста, сопоставление, противопоставление
противоположных
понятий:
- Глупый
осудит, а умный рассудит.
12. Анафора -
повтор,
повторение начальных слов:
-
Не та стала Россия, не та Москва, не те стали мы с вами. (Леонов).
13. Эпифора -
повтор,
повторение конечных слов:
- Мне хотелось бы знать, отчего я
титулярный
советник. Почему
именно титулярный советник? (Г.).
именно титулярный советник? (Г.).
1
4. Композиционный СТЫК - повтор слова в середине
фразы или на стыке двух предложений:
- О
весна без конца и без края, без конца и без края мечта-
(Бл.).
15.
Присоединительные конструкции, парцелляция - разделение предложения
на части; является средством экспрессии, создания новых смыслов:
- Он пришёл домой поздно вечером. Один.
Когда все
перестали
его ждать.
его ждать.
-
Река
ошалела от весеннего
напора воды. Клокотала, Бурлила.
Требовала простора.
Требовала простора.
-
На
дворе осень. Поздняя (Аст.).
16. Именительный
представления -
изолированный номинатив, называет тему
повествования, призван вызвать интерес к предмету
высказывания усиливает
его звучание:
- Долгожители.
Думаешь о них, и в памяти возникают Мафусаилы
нашего времени...
нашего времени...
17. Разговорные синтаксические
конструкции - особая организация речи
которая создаёт экспрессию, так
как отражает особенности разговорного
стиля:
-
С
годами человек нет-нет да и возвращается
мыслями к
дружбе (Пан.)
-
А
Седьмая симфония Шостаковича - она же помогла выстоять
Ленин
граду (Непомн,).
граду (Непомн,).
18. Односоставные
предложения,
неполные предложения, ряды однородных
членов,
вводные структуры и др. -
могут быть средством
выразительности:
-
Золото
холодное луны, запах олеандра и левкоя (Ее).
-
Фёкла, за
доктором! (М.Г.).
-
За
всё я отвечаю в этом мире - за вздохи, слёзы, горе и пот
и
(Март.).
(Март.).
-
К
нашему счастью, взошло наконец прекрасное
солнце
(Пришв.).
Функции языковых средств выразительности
1.
Экспрессивная функция:
- эмоциональность
— отражение личностного взгляда человека на мир,
выражение оценки,
чувства;
- наглядность
- способствует наглядному отражению картины внешнего
мира, внутреннего мира человека;
- оригинальное
отражение действительности - показ предметов и явлений с новой, неожиданной стороны;
-
отражение внутреннего
состояния пишущего;
-
привлекательность речи,
эстетичность.
2. Стилистическая
функция заключается в том,
что языковые средства
придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.
придают тексту определённую стилистическую окраску: книжную, разговорную; помогают создать комический эффект.
3.
Смысловая
функция: языковые
средства несут дополнительную смысловую нагрузку, т.е.
происходит приращение смысла.
4. Текстообразующая
функция: языковые средства
выразительности создают ткань текста,
участвуют в построении текста.
Разбор задания
Прочитайте
фрагмент рецензии, составленный на
основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.
В
этом фрагменте рассматриваются языковые
особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии,
пропущены.
Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из
списка. Если
вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска,
пишите
цифру 0.
В
рецензии после пропусков в скобках даны
пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.
Последовательность
цифр в том порядке, в котором
они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк
ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
«Известный литературовед В.
Лакшин, обращаясь к
одной из актуальных проблем современности, сравнивает отношение к книге
во
времена его детства и в наши дни. Мы видим, что эта тема глубоко волнует
автора: он говорит эмоционально, ярко, убедительно. Экспрессивность
достигается
благодаря средствам языковой выразительности. Удачно используются и
синтаксические средства, в частности ____ (предложение8), ___ (в
предложениях
9, 35, 39), ____ (предложения 10, 13, 37)».
Список терминов:
1)
Эпитет
2)
Антонимы
3)
Восклицательные
предложения
4)
Диалектизм
5)
Метафора
6)
Парцелляция
7)
Цитирование
8)
Разговорная
лексика
9)
Ряды
однородных членов
(8)Какой великой ценностью
была для нас книга!
(9)Готовы были выменять её на
любую мальчишескую
радость – на марки, на рогатки, да на что угодно.
(10)Причём выменять не в
личное пользование, а
только почитать.
(13)Те, кто мог рассказывать
«Трёх мушкетёров»,
«Всадника без головы» и … «Войну и мир».
(22)Несчастье, что дети
слишком много и
неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги.
(35)Воспитывать вкус можно на
Толстом,
Достоевском, на Пушкине.
(37)Что ново и оригинально, а
что банально и
истёрто, тысячу раз встречалось. (39)Воспитать вкус можно лишь чтением, вдумыванием, вглядыванием в тексты истинно
совершенные.
Образец рассуждения:
·
Сначала
прочитай список терминов. Убедись, какие ты
помнишь,
какие – нет.
·
Сориентируйся
дальше: тебе необходимы только синтаксические
и лексические.
·
Далее
возможны два пути:
1.
Читай
отрывок, находи в нём примеры средства выразительности, затем сравнивай
их со
списком в задании.
2.
«примерь»
каждый вариант (средство выразительности) к отрывку.
·
Предложение
№8 – восклицательное (ответ 3).
·
№№
9, 35, 39 содержат однородные члены предложения: на марки,
на рогатки; на
Толстом, Достоевском, на Пушкине; чтением,
вдумыванием, вглядыванием.
·
Можно
сделать следующее: Удачно используются и
синтаксические средства, в частности однородные
члены (в предложениях 9, 35, 39) (подставили термин в
предложение, «примерили») (ответ 9).
·
№№
10, 13, 37 –6.
·
№
22 и 37 – антонимы (2)
ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ МОЖНО ЗДЕСЬ, ПРОЙДЯ ОНЛАЙНТЕСТ
3 комментария:
1. В каком варианте ответа названы только фигуры речи?
1) метафора, риторический вопрос
2) эпитет, сравнение
3) инверсия, литота
4) риторическое обращение, градация
2. Стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения (неполные предложения) с целью придания высказыванию динамичности, интонации живой речи:
1) умолчание
2) параллелизм
3) эллипсис
4) бессоюзие
3. Какая стилистическая фигура заключается в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению?
1) риторическое обращение
2) риторический вопрос
3) риторическое восклицание
4) умолчание
4. Какой стилистической фигуре соответствует данное толкование: «внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя»? Например: Язык безмолвствует … одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов).
1) умолчание
2) инверсия
3) градация
4) параллелизм
5. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения – это ...
1) парцелляция
2) антитеза
3) инверсия
4) параллелизм
6. Стилистический прием, состоящий в расчленении предложения на ряд самостоятельных частей - ...
1) парцелляция
2) градация
3) инверсия
4) параллелизм
7. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске соединительных союзов между членами предложения или между предложениями - ...
1) парцелляция
2) умолчание
3) бессоюзие
4) эллипсис
8. Изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи - это ...
1) аллегория
2) градация
3) инверсия
4) эпифора
9. Стилистическая фигура - повторение того же самого слова или оборота на конце нескольких очередных предложений, строк, абзацев - ...
1) лексический повтор
2) инверсия
3) антитеза
4) эпифора
10. Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся или уменьшающееся значение, благодаря чему создаётся нарастание или ослабление производимого ими впечатления.
1) многосоюзие
2) градация
3) эллипсис
4) парцелляция
1. Какому языковому средству соответствует данное определение: «нарочитое преувеличение, использующееся для усиления или для выражения иронии»?
1) гипербола
2) аллегория
3) литота
4) восходящая градация
2. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:
1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора
3. Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Используется в баснях, притчах:
1) сравнение
2) аллегория
3) метафора
4) метонимия
4. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:
1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора
5. Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия:
1) метафора
2) литота
3) олицетворение
4) эвфемизм
6. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора
7. Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон
8. Художественное, образное определение- это ...
1) эпитет
2) метафора
3) анафора
4) олицетворение
9. Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение:
1) литота
2) нисходящая градация
3) метафора
4) гипербола
10. Дан ряд названий тропов и фигур речи: А. Синекдоха. Б. Эпифора. В. Бессоюзие. Г. Олицетворение. Д. Ирония. В каком варианте ответа указаны только тропы?
1) А, Г
2) А, В, Г
3) Б, Г, Д
4) А, Г, Д
1. Какой термин обозначает «повторение отдельных слов или оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание»?
1) антитеза
2) анафора
3) эпифора
4) лексический повтор
2. Какой термин обозначает стилистический контраст, противопоставление разных явлений и понятий?
1) оксюморон
2) антитеза
3) антонимы
4) анафора
3. Какое средство выразительности не относится к лексическим средствам?
1) фразеологизмы
2) эллипсис
3) индивидуально-авторские слова
4) антонимы
4. По какому принципу объединены в пары слова? Найдите «четвёртое лишнее»:
1) гипербола, литота
2) анафора, эпифора
3) антонимы, синонимы
4) метонимия, синекдоха
5. Обращение, призванное выражать отношение автора к тому или иному объекту:
1) риторический вопрос
2) риторическое обращение
3) олицетворение
4) эпитет
6. Дословная выдержка из какого-либо текста, сочинения, приводимая для подтверждения своей мысли - это ...
1) пословица
2) цитата
3) поговорка
4) афоризм
7. Необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга:
1) антитеза
2) антонимы
3) оксюморон
4) зевгма
8. Новые и необычные слова, создаваемые авторами для определённых художественных целей, являющиеся принадлежностью индивидуального стиля:
1) неологизмы
2) разговорная лексика
3) индивидуально-авторские слова
4) термины
9. Укажите неверное утверждение:
1) перифраза – троп, состоящий в употреблении вместо слова или имени описательного сочетания
2) оксюморон – замена множественного числа единственным, употребление названия целого вместо части или части вместо целого
3) градация – стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения
4) омонимы – разные по значению, но одинаковые по написанию и звучанию единицы языка.
10. Художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим:
1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора
Отправить комментарий