вторник, 12 июня 2012 г.

ПОТРЕНИРУЕМСЯ1

ПОТРЕНИРУЕМСЯ

Ниже представлены соответствующие спецификации ЕГЭ-2012 по русскому языку задания. Задания типа А (А1-А30) предполагают выбор одного верного из четырёх предложенных вариантов ответа, задания типа В (В1-В8) требуют собственной формулировки ответа, задание С1 - сочинение-рассуждение.
ЧАСТЬ I
А1. В каком слове выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) алфАвит                 2) местностЕй                   3) дозировАть              4) зАгнутый

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1) ВСЯКИЙ раз, когда я бываю в Москве, мы с Маргаритой прогуливаемся по Арбату
2) Решение выбрать место для отдыха с учётом мнения каждого члена семьи ещё раз подчеркнуло ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ характер Петра Андреевича.
3) Увы, ЛОГИЧЕСКОЕ мышление свойственно не всем представителям творческих профессий.
4) Никто из моих однокурсников не знал ФАКТИЧЕСКОГО положения дел, поэтому совсем не удивительно, что все осуждали Арсения.

А3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько полотенцев    2) опытные доктора    3) около трёхсот рублей   4) их настроение

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Рассуждая над проблемой взаимоотношений людей разных поколений,
1) вспоминается роман И.С. Тургенева "Отцы и дети".
2)
И.С. Тургеневым показаны разногласия между Базаровым и Кирсановыми-старшими.
3)
нигилист Базаров вступает в конфликт с либеральным обществом.
4)
я обратился к сюжету романа "Отцы и дети" И.С. Тургенева.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Пушкин утверждал, что поэт рождён для «вдохновенья, для звуков чудных и молитв». 
2)
Благодаря трудолюбию и сообразительности ему удалось справиться со сложным заданием.
3)
Островский создаёт в пьесах не только типичные, а также глубоко индивидуальные образы.
4) 
По приезде в Уфу Марс стал обзванивать гостиницы в поисках свободных мест.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Математик, который победил в конкурсе "Учитель года-2012", готовится к поездке в Москву.
2)
Мы долго искали ресторан, который бы удовлетворил вкусы всех однокурсников.
3)
Цветы, которые появляются весной в горах башкирского Зауралья, не встречаются под Уфой.
4)
Русские слова, которые проникают в башкирский язык, зачастую звучат не совсем привычно для русского человека.

Прочитайте текст и выполните задания A7–A12.

(1)… (2)И нередко при построении гидродинамических моделей Мирового океана они совершенно забывают о том, что океан заполнен водой – жидкостью отнюдь не идеальной. (3)Химики шутят: нет в природе вещества более грязного, чем чистая вода. (4)К тому же океан – это не только вода, это растворённые соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, причём все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (5)Изучать эту многокомпонентную систему в целом океанологам трудно: она слишком сложна. (6)… забывать, что она вообще существует, или просто закрывать глаза на давно известные факты, как это иногда бывало, в связи с развернувшимися в последние годы исследованиями океана становится всё труднее.

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Со школьной скамьи мы знаем, что свойства всех химических элементов и их соединений определяются положением элемента в системе Д.И. Менделеева.
2)
Что может быть проще воды – два атома водорода соединены с атомом кислорода.
3)
Трудно поверить в то, что нет вещества более необыкновенного, более удивительного и загадочного, чем обычная вода.
4)
Специалисты по гидродинамике привыкли иметь дело с «идеальной жидкостью».

А8. Какое из приведённых ниже выражений должно быть на месте пропуска в шестом (6) предложении текста?
1) В силу того, что
2)
И тем не менее
3)
Необходимо
4)
Потому что

А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) нет вещества (предложение 3)
2)
все находятся (предложение 4)
3)
изучать систему (предложение 5)
4)
это бывало (предложение 6)

А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.
1) простое осложнённое
2)
сложноподчинённое
3)
сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
4)
сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями 

А11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРИЧЁМ (предложение 4).
1) союз                2) наречие              3) частица              4) местоимение

А12. Какое слово употреблено в значении: «водный покров, окружающий материки и острова»? 
1) вещество (предложение 4)
2)
вода (предложение 3)
3)
жидкость (предложение 2)
4)
океан (предложение 2)
________________________________________________________________________________________
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Все снасти были готовы и даже смаза(1)ы; на огромные водя(2)ые колёса через деревя(3)ые трубы кауза должна была броситься река, когда, преграждё(4)ая в своем природном русле, она наполнит широкий пруд и станет выше дна кауза.
1) 2, 3, 4                      2) 1, 3, 4                        3) 3, 4                   4) 1, 4

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) загр..мировать, дин..мический, мет..орология
2)
разд..лительный, к..смонавтика, зам..рла
3)
тир..жировать, д..летант, мет..форический
4)
нак..рмить, др..матург, усм..рённый


А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) о..бить, по..сластить, на..кусить
2)
ра..бежаться, ..бежать (с урока), ра..писаться
3)
меж..гровой, сверх..нтересный, мед..нститут
4)
пр..клеить, пр..думать, пр..красный


А16. В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?
1) увид..шься, реша..мый2) забуд..шься, рекоменду..мый 3) удерж..шься, выпил..вший4) спляш..шь, разбуж..нный

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. недоум..вая
Б. мальч..к
В. замоч..к
Г. никел..вый 
1) А, Б, Г                       2) А, В, Г                      3) А, Г                       4) А, В

А18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется слитно?
1) Он выступал маленькими шагами, улыбался, а восточные глаза его даже покрылись влагой, что, впрочем, с ними случалось (не)редко...2) Вы ещё молоды; но, сколько бы вы (ни)жили, следуйте всегда внушениям вашего сердца... 3) На балы могла она убирать себя драгоценностями (не)хуже других, и на грудь вешала портрет Петра Алексеевича, величиной в малое блюдце, в алмазах. 4) Он кончил разговор, сел в кресло и, положив толстую подошву башмака на каминную решётку, более (не)обращал на нас внимания...

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Ему, ОДНАКО(Ж), не очень нравилось терять время (ПО)ПУСТОМУ: военным судам разгуливать по морю некогда. 2) Видите ли, бабушка: этот домик, (СО)ВСЕМ, что здесь есть, КАК(БУДТО) для Марфеньки выстроен…  3) Тушин ВСЁ(ТАКИ), на всякий случай, с ТЕМ(ЖЕ) архитектором, немедленно занялся соображениями об отделке дома для приёма и помещения дорогих гостей.   4) А я было думал, что вы и его (ЗА)ТЕМ позвали, ЧТО(Б) спихнуть с крыльца.  

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Прошло ещё мало времени ( ) и в порте Дубельт вечерняя звезда сверкнула над чёрной линией новой мачты. 
1) Простое предложение, перед союзом И не нужна запятая.2) Простое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая. 4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Конкордия Сергеевна (1) вставшая со светом (2) измученная (3) кухонною суетою и волнениями за пирог (4) села за стол и стала разливать суп.
1) 1, 2, 3, 4                 2) 1, 4                  3) 1, 2, 4                    4) 2, 4 

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Если уж вам пришло этакое (1) так сказать (2) фантастическое желание, то (3) с своей стороны (4) я предаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.
1) 1, 2, 3, 4                  2) 1, 2                   3) 3, 4                      4) 1, 2, 4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) Степан Аркадьич в школе учился хорошо благодаря своим хорошим способностям но был ленив и шалун и потому вышел из последних…
2) Приказчик требовал с баб по тридцать копеек с коровы или два дня отработки. 3) В другой же комнате сидели по стенам и отдельными группами или парочками человек двадцать мужчин и женщин и негромко разговаривали.  4) Они верят в сглаз и в порчу и в привороты…

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении:
Одет он был небрежно: старомодный сюртук сидел на нём мешком, и галстук сбился на сторону (И.С. Тургенев).
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На нём было парусиновое подобие визитки (1) из карманов (2) которого высовывались (3) нотные свёртки.
1) 1                              2) 2                            3) 1, 3                         4) 1, 2, 3 

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Но ты выдержать не можешь (1) и (2) если останешься одна (3) сойдёшь с ума (4) как и я (Ф.М. Достоевский).
1) 1, 4                          2) 1, 2, 3, 4                 3) 1, 2, 3                     4) 1, 3, 4 

А27. Прочитайте текст
Четвёртый по величине город Австрии Зальцбург знаменит не только своими природными и архитектурными достопримечательностями, но и тем, что в 1756 году здесь родился Вольфганг Амадей Моцарт. Сегодня во всём мире знают прекрасные камерные сочинения, симфонии, концерты, духовную музыку и оперы великого композитора. Именно поэтому в Зальцбурге проходят ежегодные музыкальные фестивали.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) В австрийском Зальцбурге проходят ежегодные музыкальные фестивали потому, что этот город – родина великого композитора Моцарта.
2) Природные и архитектурные достопримечательности австрийского Зальцбурга стали причиной проведения в этом городе ежегодных музыкальных фестивалей. 3) В знаменитом своими достопримечательностями Зальцбурге родился в 1756 году великий композитор Вольфганг Амадей Моцарт, чьи произведения получили всемирную известность. 4) На родине известного на всю Европу композитора Вольфганга Амадея Моцарта в городе Зальцбурге проходят ежегодные музыкальные фестивали.

Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8

СКАЗКА
(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...
(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...
–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
–(15)Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...
–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.
–(20)Страшно ночью в лесу...
–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...
(23)Но дитя вдруг подымает голову.
–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»
(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный, отчаянный вопль:
–(27)Спа-си-те!
–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...
–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь спать.
–(34)Спасите!
–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...
–(37)Лежи, дурак... (38)Не наше дело...
(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель... (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
(50)Это голос чёрствого благоразумия.
(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
–(56)Спа-си-те!
(57)Молчание...
                                                                                                                                   (А.И. Куприн)

А28. Как вы понимаете слова мужа (предложения 35-36)?
1) Муж солидарен со своей женой и дедушкой в том, что происходящее на улице их не касается.
2) Муж, являясь истинным христианином, всегда готов прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. 3) Муж ищет оправдание своим поступкам, бездействию, понимая, что поступает нехорошо. 4) Муж вступает в спор со своими родственниками, чтобы не прослыть перед детьми трусом.

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Предложения 1-5 включают описание.
2) В предложениях 45-47 представлено рассуждение. 3) В предложениях 39-42 представлено повествование. 4) В предложении 44 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 43.

А30. Укажите предложение, в котором использован фразеологизм?
1) 4                                2) 9                              3) 50                         4) 55

ЧАСТЬ II
Ответом к заданиям этой части (В1–В8) является слово (словосочетание), число или последовательность чисел. Запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-В3 запишите словами.

В1. Из предложений 8-10 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2. Из предложений 13-14 выпишите все местоимения.

В3. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СТОЯЛ СРЕДИ МОРЯ (предложение 52).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 15-25 найдите односоставные  определённо-личные (простые или в составе сложных) предложения. Напишите номера этих предложений.

В5. Среди предложений 1-9 найдите предложение, осложнённое обособленными однородными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 48-54 найдите сложноподчинённое с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В7. Среди предложений 13-25 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на
месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки.
Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

В8. «В «Сказке» А.И. Куприна простым доступным языком затронута глубокая философская мысль. Достигается это с помощью использования ______ (например, «жалко», «дурак», «шлёпают») и тропов: _____ («чёрствого благоразумия» в предложении 50), _____ («ветер… воет, …сотрясает, …ломится» в предложении 21). Какую-то надежду автор оставляет читателю, используя в последнем предложении приём _____, встречавшийся и в предложениях 37-40, но с иной целью.»
Список терминов:
1) анафора
2) олицетворение
3) гипербола
4) просторечие
5) парцелляция
6) лексический повтор
7) умолчание
8) эпитеты
9) контекстные синонимы

ЧАСТЬ III
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания C1, а затем напишите сочинение.

С1.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Комментариев нет: