четверг, 7 марта 2013 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

Правильно обособим согласованные определения 1


Сегодня мы рассмотрим еще одну не самую простую тему русской пунктуации – знаки препинания при согласованных определениях. Говорить мы будем, прежде всего, о распространенных (состоящих их нескольких слов) определениях, выраженных причастиями или прилагательными с зависимыми словами. Рассмотрим сначала случаи, когда подобные определения обособляются.



1. Выделяются запятыми с двух сторон в середине предложения или отделяются запятой с одной стороны в конце предложения распространенные определительные обороты, если они находятся после определяемого слова (существительного или слова, похожего на существительное).
На улице, наполненной первыми весенними трелями, весело распускалась весна.
Рядом стояли и те пятеро, все виноватые.
Причем в конце предложения перед таким оборотом можно поставить тире, если автор хочет подчеркнуть значение определения.
Мне всегда были интересны эти острова – таинственные по своему виду, торжественные, не похожие ни на какие другие.
Обратите внимание! Если несколько однородных определений, стоящих после определяемого слова, соединены повторяющимся союзом и, то запятая ставится  перед первым союзом и, а также перед вторым союзом.
Это был долгожданный ребенок, и трепетно любимый родителями, и охраняемый ими от всяческих несчастий.
Если оборот находится после сочинительного союза, например, союзов но, или, и, то оборот выделить запятыми необходимо, если он не связан с самим союзом.
Он не чувствовал склонности к чиновничеству и, одаренный выдающимся талантом наблюдения, прекрасно знал свою среду и еще лучше народ (А. Герцен).
Данное правило не касается сочетания определительного оборота и союза а в том случае, если оборот нельзя убрать без нарушения структуры предложения. Если при изъятии оборота предложение теряет смысл, то оборот не отделяется запятой от союза а.
Надувной мяч плавал на поверхности воды, а погруженный в глубину, немедленно выскакивал с громким всплеском, вызывая восторг всех детей.
2. Распространенные определительные обороты и одиночные определения выделяются запятыми независимо от места расположения в предложении, если имеют значение добавочного обстоятельства – причинное, уступительное, условное и проч.
Обычно спокойный, сегодня пианист вел себя слишком раскованно (В предложение вносится дополнительное значение уступки – вопреки тому, что пианист обычно был спокоен… ).Правильно обособим согласованные определения 2
Оставленные без присмотра, дети могут начать играть со спичками (Дополнительный оттенок значения условия).
Чрезвычайно взволнованная, актриса едва не забыла слова роли (Дополнительное значение причины).
В подобных случаях определительный оборот можно заменить синонимичным оборотом со словом будучи или придаточным предложением. Если замена возможна, то это доказывает, что определительный оборот необходимо выделить запятыми.
Несмотря на то что обычно пианист был спокоен, сегодня он вел себя слишком раскованно. – Будучи обычно спокойным, сегодня пианист вел себя слишком раскованно.
Если детей оставить без присмотра, они могут начать играть со спичками. – Будучи оставленными без присмотра, дети могут начать играть со спичками.
Так как актриса была чрезвычайно взволнованна, она едва не забыла слова роли. – Будучи чрезвычайно взволнованной, актриса едва не забыла слова роли.
3. Распространенные определительные обороты и одиночные определения выделяются запятыми независимо от места расположения в предложении, если они от определяемого слова оторваны другими членами предложения.
Разложенные по полу, сушились марки из самых разных государств.
Я вчера впервые, чистые и ясные, заметила его глаза.
4. Если определение относится к личному местоимению, то оно выделяется запятыми, при этом не важна ни его распространенность, ни место расположения в предложении.
Низенький, коренастый, он был чрезвычайно силен, особенно в гневе.
Израненные, они нашли в себе силы добраться до штаба.
Будьте внимательны! Есть случаи, когда определения и определительные обороты, относясь к личному местоимению, не выделяются запятыми. В таких случаях изъятие определения из предложения нарушает структуру и смысл предложения.
Итак, определения при личном местоимении не обособляются в следующих случаях.
1. Если данное определение по смыслу тесно связано со сказуемым, а не только с подлежащим.
Правильно обособим согласованные определения 3Мы расходились из гостей весьма довольные проведенным временем.
С улицы они вернулись промокшие насквозь.
2. Если данное определение находится в винительном падеже. Обычно эту конструкцию можно заменить подобным сочетанием с творительным падежом.
Я нашел ее уже готовой расплакаться от нанесенного оскорбления.
Разве вы не видели их валяющихся под заборами?!
3. Если местоимение и определение не согласованы в падеже.
Я часто вижу его занимающимся русским языком с репетитором.
4. В таких предложения, как: Ах ты хорошенький! О я покинутая, несчастная!
Таким образом, мы с Вами остановились на основных случаях, касающихся выделения запятыми распространенных и одиночных определений. В следующей нашей статье мы рассмотрим случаи, когда подобные определения запятыми не выделяются. Таких случаев также немало, и их нужно знать, чтобы быть грамотным человеком.
Желаем Вам удачи и грамотного, красивого русского языка!
Остались вопросы? Не знаете, когда обособляются согласованные определения?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Однородными называются такие члены предложения, которые связаны между собой сочинительной связью, подчинены одному и тому же члену предложения (или им подчиняется один и тот же член предложения) и выполняют в предложении одну и ту же функцию.
Однородные определенияПроблема однородности / неоднородности членов предложения – одна из самых сложных. От однородных определений, которые на письме разделяются за­пятыми, необходимо отличать неоднородные определения, между которыми запятая не ставится.
Одним из главных критериев разграничения однородности / неоднородности определений является значение определений. Однородные определения характеризуют один предмет или разные по одному и тому же признаку, а неоднородные – с разных сторон.
Однородность значений определений может усиливаться морфологическими показателями. Следует учитывать способ выражения определений (ряд однородных членов представлен, как правило, или только качественными, или только относительными прилагательными), положение по отношению к определяемому существительному, а также общий характер контекста.
Определения однородны, если:
1. обозначают отличительные признаки разных предметов;
В её одежде сочетались и белые, и красные, и лимонные, и жёлтые тона (тона были белыми, тона были красными и т.п.).
2. обозначают различные признаки одного предмета, характеризуют предмет с одной стороны (при описании внешнего вида, обстановки, при оценке);
Разорённый, сожжённый город был пуст.
3. в условиях контекста между определениями создаются синонимические отношения (образуются контекстуальные синонимы);
На крепкого, благополучного человека удача смотрит редко (в данном контексте формы крепкий  и благополучный, не являющиеся синонимами в языке, выступают как синонимы, то есть как слова, близкие по значению).
4. с каждым определением выражаемый им признак усиливается (образуется градация);
Гора таила в себе какую-то неизведанную, тревожную, страшную опасность.
5. первое определение выражено прилагательным, а второе – причастным оборотом – причастием с зависимым словом;
С нами поздоровался пожилой мужчина с пышной, начинающей седеть бородой.
Обратим внимание, что причастие должно быть не одиночное, а с зависимым словом (причастный оборот), и стоять причастный оборот должен на втором месте (одиночное определение предшествует распространённому). При этом запятая ставится между прилагательным и причастным оборотом, а не после причастного оборота.
6. стоят после определяемого слова (обычно в позиции обособления);
По дороге зимней, скучной тройка борзая бе­жит.
7. определения выступают в роли эпитетов – художественных определений.
Она действительно походила на молодую, белую, стройную берёзу.
Однородные определенияВ качестве однородных выступают определения, противопоставляемые сочетанию других определений при том же определяемом слове: Недавно еще в этом районе были низкие, деревянные дома, а теперь – высокие, каменные.
Обратим внимание на определения, которые связаны между собой пояснительными отношениями: второе определение конкретизирует первое  (обычно между ними можно вставить сою­зыа именно, то есть). В таком случае между определениями ставится запятая:
Дайте мне другую, интересную книгу.
Иная,   лучшая   потребна   мне   свобода...  
Определения неоднородны, если:
1. характеризуют предмет с разных сторон (выражают признаки, которые относятся к разным родовым (общим) понятиям);
Большие _ белые облака плыли по небу (большие – «размер», белые – «цвет»).
2. они представлены сочетанием качественного и относительного прилагательных;
Шуба из густого _ лисьего меха.
3. одно из них непосредственно связано с определяемым словом, образуя с ним словосочетание, а другое относиться ко всему словосочетанию;
Мы рассмотрели пунктуацию при согласованных определениях. Несогласованные определения, как правило, являются однородными: К крыльцу подъехал господин в очках, с изумленными глазами, в синем бархатном берете и в длинном пальто.
Обычно однородными являются сочетания согласованных и несогласованных определений: Вошел молодой человек лет двадцати пяти, хорошо одетый, со смеющимися щеками, губами и глазами.
Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.
Остались вопросы? Не умеете разграничивать однородные и неоднородные определения?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

4 комментария:

Наталья комментирует...

Повторение пунктуации осложненного предложения

Знаки препинания. Обособление определений
1.Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
На наших глазах уходит из жизни поколение , (1) пережившее Вторую мировую войну. Лишь во время парадов с участием ветеранов мы с болью замечаем, (2) как мало их осталось. Из судеб этих людей и составлена история войны, (3) поглотившей миллионы жизней и перекроившей карты многих стран. Она лишила людей того, (4) что было дорого и мило: любви, (5) Родины, (6), семьи. (По Н.Михалкову)

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Среди блестящей плеяды российских предпринимателей, (1) прославившихся своей благотворительностью, (2) особое место, (3) пожалуй, (4) занимает Христофор Леденцов, (5)основавший частное общество поддержки научных исследователей.
Х.С.Леденцов, (6) энергичный, (7) талантливый, (8) хорошо образованный, (9) в молодости много путешествовал по Европе, (10) изучая организацию различных производств (По В.Прохорову)

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Только родное слово, (1) познанное и постигнутое в детстве, (2) может напоить душу поэзией, (3) рожденной опытом народа, (4) и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости. Именно в детстве закладывается подлинное знание родной речи, (5)именно тогда возникает ощущение причастности своей к окружающим людям, (6) к окружающей природе, (7) к определенной культуре. (По Ч.Айтматову)

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Пел незнакомый мне испанский певец. Пел негромко, (1) сердечно, (2) будто обращаясь к каждому из нас в отдельности, (3) доверчиво и страстно поверяя тайны своей души. Гитарные аккорды сплетались с голосом, (4) то замолкали, (5) давая ему высказаться одному, (6) потом покорно и нежно соглашались с певцом.
В непритязательном рыбацком кафе, (7) приткнувшемся к самому морю, (8) вершилось чудо искусства.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Русь издревле славилась умелыми строителями. Русские люди искусно возводили дома и хозяйственные постройки, (1) крепости и храмы. Посмотрите на старые деревянные дома, (2) которые сохранитель в наших городах и селениях. Как все в них разумно, (3) прочно и красиво! Сколько смекалки, (4) умения и фантазии проявили строители, (5) сооружая их.
Еще большее мастерство требовалось от строителей,(6) чтобы возводить сооружения из камня. Во многих русских городах сохранились каменные постройки, (7) достойные нашего удивления и восхищения.

Наталья комментирует...

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Продолжается сушь великая. Речка пересохла совершенно, (1) мостики деревьев, (2) когда - то поваленных водой, (3) остались, (4) и тропинка охотников сохранилась на берегу, (5) и на песочке свежие следы птиц и зверушек, (6) по старой памяти приходящих сюда за водой. они, (7) правда, (8) находят воду для питья в бочажках (авт.). (М. Пришвин)
7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Зрелище, (1) открывшееся их глазам, (2) было исполнено необыкновенной прелести. В чащах стояло безмолвие и не было ни малейшего ветерка. Вверху же, (3) над вершинами леса, дул слабый ветер. Он сбрасывал с ветвей снег. Сотни снежных хлопьев падали сверху, (5) серебрясь в косых лучах солнечного света, (6) придававшего зимней чаще таинственное освещение. Хлопья падали, задавали за ветки, (8) рассыпались в длинные, (9) медленно спускавшиеся к земле полосы белой пыли, (10) шуршали вокруг, (11) как сухой дождь. (К.Паустовский)
8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Невозможно перечислить все бедствия, (1) какие несет истребление лесов. Если бы вы знали о них, (2) то у вас, (3) должно быть, (4) не поднялась бы рука даже на то, (5) чтобы сломать для букета ветку цветущей липы.
Нет ничего безотраднее, (6) чем зрелище пересыхающих грязных рек,(7) порубок, (8) гарей, (9) всех этих пустошей, (10) вызванных к жизни невежеством, (11) нерадивостью и жадностью человека – теми его отталкивающими качествами, (12) привитыми старым обществом, (13) с которыми мы жестоко боремся и которые успешно преодолеваем. (По К. Паустовскому)
9. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, (1) а большая темно-лиловая туча, (2) взявшаяся бог знает откуда, (3) без малейшего ветра, (4) но быстро продвигалась к нам. Солнце, (5)еще не скрытое облаками. (6) ярко освещает ее мрачную фигуру и серые полосы, (7) которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул , (8) постепенно усиливающийся и переходящий в прерывистые раскаты. (9)обнимающие весь небосклон (По Л.Н.Толстому)
10.Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении определения.
Кузьма сам ставил по утрам самовар, (1) потом сидел под окном в зале, (21) пил чай с яблоками. В утреннем блеске, (3) за логом, (4) густо дымились крыши деревни. А в полдень солнце стояло над деревней, (5) на дворе было жарко, (6) в саду рдели липы и клены. (7) тихо роняя разноцветные листья. Голуби, (8) пригретые солнцем, (9) весь день спали на скате кухонной крыши, (10) желтевшей новой соломой в ясном синем небе. (По И.Бунину)

Наталья комментирует...

Повторение пунктуации осложненного предложения

Знаки препинания. Обособление приложений
1. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
В прекрасной пьесе Шварца «Снежная королева» тайный советник, (1) мрачный господин, (2) спрашивает сказочника, (3) есть ли в доме дети. А когда узнает, (4) что есть, (5) содрогается, (6) потому что при звуках детского голоса лед самой черной души начинает таять. Точно так же дом, (7) в котором есть книги, (8) отличается от тех, (9) где их нет.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
Человечество не должно потерять и разрушить мировую гармонию. Без нее оно, (1) человечество, (2) быстренько пойдет ко дну, (3) как корабль без руля, (4) потому что стремление к разрушению гармонии жило в человеке всегда, (5) но особенно агрессивные и катастрофические размеры приняло это разрушение на исходе двадцатого века.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
В доме Пушкина все говорит нам о его жизни, (1) думах, (2) чаяниях.
Когда люди уходят, (3) остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, (4) они продолжают жить особой, (5) таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, (6) есть неодушевленные люди. У всего сущего есть «душа и чувство», (7) это надо понимать, (8) чувствовать и ценить.

4. Выписать цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
Был прекрасный летний вечер, (1) когда наш самолет после многочасового перелета совершил посадку в сиднейском аэропорту. Нас, (2) иностранных туристов. (3) встречала группа австралийцев. Они приветливо здоровались с нами, (4) похлопывая по плечу, (5) несли наши сумки. Перед нами открыли дверцы новенького красного автобуса.
«В отель!» - зачем – то громко сказал огромного роста мужчина, (6) и глаза его загадочно блеснули. Машина, (7) рванувшись, (8) помчалась к Сиднею.

Наталья комментирует...

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
Иван Иванович Лапкин, (1) молодой человек приятной наружности, (2) и Анна Семеновна Замблицкая, (3) молодая девушка со вздернутым носиком,(4) спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, (5) между густыми кустами молодого ивняка. Чудесное место! Сели вы тут, (6) и вы скрыты от целого мира – видят вас одни только рыбы да пауки-плавуны, (7) молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, (8) сачками, (9) банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. (А.П.Чехов)

6. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
Мы скоро открыли способ, (1) как снимать трясогузок на близком расстоянии: если она сидит на стороне штабеля и надо ее к себе подозвать, (2) для этого надо показаться издали и тут же спрятаться. Тогда трясогузка, (3) очень заинтересованная, (4) побежит по краешку штабеля и с уголка заглянет на тебя, (5) и ты увидишь ее на том самом поленце, (6) где заранее навел аппарат.
Это бывает очень похоже на детскую игру, (7) а тут я, (8) старый человек, (9) играю с птичкой. (М. Пришвин)



7. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
После случая на пристани Тихонов обнаружил в себе новые свойства. Он начал замечать вещи, (1) мимо которых раньше проходил равнодушно. Мир казался наполненным удивительными красками, (2) светом, (3) звуками. Он, (4) художник, (5) никогда раньше не видел такого разнообразия красок. Они были всюду, (6) но больше всего их переливалось в морской воде.
Мир стал значителен во всем. Тихонов ощущал жизнь во всем многообразии ее проявлений, (7) как нечто единое, (8) мощное, (9)созданное для счастья. (К. Паустовский)

8. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
Он долго стоял на набережной, (1) но смотрел не на Неву, (2) а поверх нее, (3) на тонущие в световой дымке строгие здания , (4) на свет зари и на самое прекрасное, (5) что украшало каждую ночь, - прозрачную, (6) как капля воды,(7) звезду, (8) горевшую над грудами темной зелени.
Он всегда испытывал необъяснимую грусть, (9) когда становился свидетелем чего – либо простого и прекрасного.
Прозаик по самой своей сути, (10) Леонтьев считал поэзию волшебством. Поэтам он завидовал и не уставал восхищаться их способностью всегда по-новому, (11) неожиданно и резко, (12) передавать давно знакомые ощущения. (К. Паустовский)


9. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
Сегодня он не ездил ни в Государственный совет. (1) ни во дворец к государю. После обеда были у него посетители; последний посетитель , (2) незаметный чиновник секретной экспедиции, (3) передал ему молча пакет и удалился.
Немец-секретарь, (4) бесшумно заглядывая в дверь, (5) видел громадную сутулую спину министра. Он писал, (6) неподвижно сидя, (7) и по спине секретарь знал - к кому: к государю. Без остановок и промедления, (8) как машина, (9) исписывал он ровным круглым почерком лист за листом. (Ю.Тынянов)

10. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособлении приложения.
Они стояли у окна. (1) и император, (2) прислонив ладонь к уху, (3) как делал, (4) когда хотел казаться внимательным, (5) слушал.
Ему показалось, (6) что по аллее прошла комендантская дочка, (7) привлекательное существо. Он слушал министра и насвистывал; поглядывая мельком в окно, (8) щурился;
он всегда немного преувеличивал свою близорукость. Из окон видна была перспектива старого парка , (9) очень далекая. Комендантская дочка, (10) почти девочка, (11) больше так и не показывалась. (По Ю.Тынянову)