пятница, 8 марта 2013 г.

В4 ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

-->
Типы односоставных предложений
Форма выражения главного члена
Примеры
Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).
Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!
Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!
1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).
Стучат в дверь.
Постучали в дверь.
Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.
1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).
Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное). Цыплят по осени считают (по форме – неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься.
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь.
Любой (всякий) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают.
Любой (всякий) цыплят по осени считает.
От сказанного слова любой не отвяжется.
Я перекушу на привале и потом опять пойду.
1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).
а) Светает; Светало; Мне везет;
б) Тает;
в) Мне (дат. падеж) не спится;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу.
а) нет соотносительных конструкций;
б) Снег тает;
в) Я не сплю;
г) Ветер сорвал крышу.
2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием.
а) На улице холодно;
б) Мне холодно;
в) Мне грустно;
а) нет соотносительных конструкций;
б) Я мёрзну;
в) Я грущу.
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием.
а) Мне жаль расставаться с тобой;
б) Мне надо идти.
а) Я не хочу расставаться с тобой;
б) Я должен идти.
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.
Закрыто.
Складно сказано, отец Варлаам.
В комнате накурено.
Магазин закрыт.
Отец Варлаам складно сказал.
В комнате кто-то накурил.
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).
Нет денег.
Не было денег.
Не осталось денег.
Не хватило денег.
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).
На небе нет ни облачка.
На небе не было ни облачка.
У меня нет ни копейки.
У меня не было ни копейки.
Небо безоблачно.
Небо было безоблачно.
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.


1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое – независимый инфинитив.
Всем молчать!
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека, надо его понять.
Все молчите.
Будет гроза.
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека, ты должен его понять.
2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).
Ночь.
Весна.
Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.
1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. – Есть деньги; На небе нет ни облачка. – На небе есть облака).
2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег; На небе нет ни облачка) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.
3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе!) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать!); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю!).
4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки). В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).
2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть.
Ср.: Была ночь; Будет ночь; Пусть будет ночь; Была бы ночь.
3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека – (где?) за углом; Я – (куда?) к окну), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные – с опущенным сказуемым.
Ср.: Аптека находится / расположена за углом; Я бросился / побежал к окну.
4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я – (за кем?) за тобой), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные – с опущенным сказуемым.
Ср.: Я иду / следую за тобой.


Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.
1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов). 13. Под рокотанье вешних гроз не зеленеть побегам (Дудин). 14. Весь день мне пришлось идти по заросшим луговым дорогам (Паустовский). 15. Никогда не исчезнуть из моей памяти этому мрачному утру (Федосеев). 16. Кому не приходилось спать на бережку шумного ручейка! (Федосеев). 17. В мезонине уже натоплено (Паустовский). 18. Вообще там денег тратить не любили (Гончаров). 19. Только давай выйдем как можно пораньше! (Пришвин). 20. Дни поздней осени бранят обыкновенно (Пушкин). 21. Звон отбиваемых кос (Паустовский). 22. На следующий день судьи не стало (Короленко). 23. Вот опальный домик (Пушкин). 24. В такой чащобе нет ни одной тропинки (Пришвин). 25. Ему коня подводят (Пушкин). 26. Хорошо быть в такую ночь на пустой дороге (Паустовский). 27. Никого из этих мальчиков нет теперь на белом свете (Трифонов).

Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).


1. Удивительно голое место. Только несколько минных воронок. Ни одного окопа. «Будут спрашивать, – говорю Васину, – отдувайся за двоих!» Выскакиваю из окопа и бегу. Ветер кидается мне навстречу. Трудно дышать. Впереди – воронка. Только бы добежать до неё! И тут словно плетью хлестнули по земле. Обстрел. Не надо было шевелиться. (Бакланов)
2. Знойно. Мухи. В поварне стучат ножами. Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы. Поближе – иглы немецкой кирхи. (А.Н. Толстой)

Выделите грамматические основы предложений. Определите типы предложений (односоставные или двусоставные).


Темнеет. В глубине сада – костер. Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев. Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша. Тут немного светлее.
– Это вы, барчук? – тихо окликает кто-то из темноты.
– Это я. Не спите ещё, Николай? А где у вас ружьё?
– Возьмите возле ящика.
Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь.
– Постращайте, постращайте, барчук! – скажет мещанин. – Опять всю дулю на валу отрясли...
А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды. Как холодно, росисто! Как хорошо жить на свете! (Бунин)

Комментариев нет: