суббота, 9 марта 2013 г.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!



Поищем грамматическую основу 1Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений, которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа, состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого. Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения, обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.
Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?
Определяем, сколько основ в предложении:
Одна Две
предложение простое предложение сложное
А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?). Но часто встречаются случаи посложнее.
Вывод: одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.
Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).
1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.
Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!
Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.
Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располПоищем 
грамматическую основу 2агаются так, как им заблагорассудится.
Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:
1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.
Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.
Раньше всех берег увидел капитан.
Перед платья украшали цветы.
Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы.
2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»
Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.
Ученица была красивой.
На улице свежо и ветрено.
Малышам не сиделось на месте.
Замечательная игра догонялки!
3) От перемены мест слагаемых сумма меняется. Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.
Зеленый город (односоставное назывное предложение).
Город зеленый (двусоставное предложение).
Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными. Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.
Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.
Мне холодПоищем 
грамматическую основу 3но.
Ему не спится.
Мне хочется улыбнуться.
Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.
Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!
Удачи в изучении русского языка!
Ответы к заданию.
Подлежащее выделено жирным, сказуемое – курсивом.
1. Все понятно.
2. Послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин мил, гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть.
5. Деревня была прелестным уголком; мы играли.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Украшает парк. 8. Стремящийся победит.
Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Рассмотрим подробнее такую часть грамматической основы, как сказуемое. Проще всего, как может показаться, определить простое глагольное сказуемое. Недаром же оно так называется – простое. Значит, найти его обычно проще всех остальных типов сказуемого. Чаще всего в качестве такого сказуемого мы обнаружим глагол в изъявительном наклонении.
Простое и составное глагольные сказуемые 1!!! Здесь и далее сказуемые выделяются жирным курсивом.
Солнце встало. Дети просыпаются и идут в школу. Начинается новый прекрасный день.
В данных предложениях действительно легко определяются простые глагольные сказуемые. Однако есть моменты, на которые необходимо обращать внимание при определении такого сказуемого. Оно может хитро маскироваться под составное глагольное. Постарайтесь запомнить несколько основных правил.
1. Сказуемым бывает глагол в любом времени (настоящем, прошедшем и будущем):
Послезавтра я обязательно буду читать роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Мой ребенок будет учиться без усилий.
Вы непременно будете восхищаться достижениями учеников этой школы.
Не смущайтесь, что перед Вами в предложениях такие сказуемые, как буду читать, будет учиться, будете восхищаться. Да, тут сказуемое состоит из двух глаголов, НО ведь это всего лишь форма будущего времени. Сравните с формами настоящего и прошедшего времени: читаю, читал; учится, учился; восхищаетесь, восхищались.
Сегодня я читаю роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Мой ребенок учится без усилий.
Вы восхищаетесь достижениями учеников этой школы.
Вчера я читал роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Мой ребенок учился без усилий.
Вы восхищались достижениями учеников этой школы.
2. Сказуемым бывает глагол в любом наклонении (изъявительном, повелительном и условном).
Пускай Вас не сбивают с толку частицы, помогающие образовать формы условного и повелительного наклонения (бы, пусть, пускай, давай, давайте, да). Они не превращают простое глагольное сказуемое в сказуемое составное, однако затрудняют нам определение типа сказуемого.
Ты рассказал ей всю правду (изъявительное наклонение).
Ты бы рассказал ей всю правду (условное наклонение).
Ты расскажи ей всю правду (повелительное наклонение). Пускай она обрадуется.
3. Инфинитив (начальная форма глагола) тоже может выступать в роли простого глагольного сказуемого.
Я кататься с ледяной горки – и он за мной.Простое и составное глагольные сказуемые 2
Мы работать, а они отдыхать.
4. Фразеологизм не делится на части, а является одним членом предложения.
Этот человек никогда не лезет за словом в карман.
Никиту как ветром сдуло с веранды.
Человечество постепенно сходит с ума.
Теперь перейдем к рассмотрению составного глагольного сказуемого. В нем можно выделить:
* основной компонент – глагол в начальной форме,
* вспомогательный компонент – чаще всего глагол, но может быть краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм.
Составные сказуемые проявляют особенную склонность к тому, чтобы при разборе маскироваться под другие члены предложения, обнаруживаться не полностью или вообще теряться. Но мы и с этим разберемся! Посмотрите на некоторые подсказки.
1. Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом имеет определенное значение: начало, продолжение, конец действия; возможность, желание, оценка действия. Это могут быть слова начал, перестал, мог, хотел, умел, любил, боялся, остерегался, опасался и т. д.
Я хочу хорошо сдать экзамены.
Он не боится экспериментировать.
Мы остерегаемся покупать некачественные продукты.
2. При этом основной компонент будет выражен начальной формой глагола (инфинитивом), а не другой частью речи.
Сравните.
Она стала актрисой (составное именное сказуемое).
Она стала танцевать (составное глагольное сказуемое).
3. В качестве вспомогательного компонента могут выступать краткое прилагательное или причастие, наречие или наречное словосочетание, существительное, фразеологизм, устойчивое сочетание. Значение вспомогательного компонента – возможность, желание, оценка действия.
Мы всегда рады помочь нашим ученикам (краткое прилагательное в роли связки).
Я вынуждена перенести занятия на следующий день (краткое причастие в роли связки).
Он любитель разыграть преподавателя (имя существительное в роли связки).
Охотник горел желанием выследить красавца оленя во что бы то ни стало (фразеологизм в роли связки).Простое и составное глагольные сказуемые 3
 4.Оба действия должен совершать один объект (подлежащее). Подумайте, кто совершает действия, тогда Вы не перепутаете простое и составное глагольные сказуемые.
Я попросила бабушку почитать мне книжку. (Сказуемое простое глагольное, потому что просила я, а читать будет бабушка).
Я начала читать следующую главу. (Составное глагольное сказуемое, потому что именно я начала читать).
 Будем надеяться, что эти подсказки помогут Вам при синтаксическом разборе предложения и определении типов сказуемого.
Удачи в изучении русского языка!
Остались вопросы? Не ориентируетесь в типах сказуемого?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Подлежащее и сказуемое находятся в теснейших почти «родственных» отношениях – грамматических и смысловых. Сказуемое потому так и называется, что оно рассказывает, «сказывает» о подлежащем. Эти члены предложения несут основной смысл любого предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым 1Существуют ли проблемы во «взаимоотношениях» подлежащего и сказуемого? Конечно, существуют. Прежде всего, это касается составного именного сказуемого. Этот тип сказуемого, как Вы помните, состоит из глагола-связки (вспомогательного компонента) и именной части. Чаще всего в роли глагола-связки мы встречаем глагол быть. Обыкновенно в составном именном сказуемом он присутствует в прошедшем времени: был, была, было, были. Например: Отличительной особенностью профессора была его любовь к своему предмету.
!!! Здесь и далее сказуемое выделено жирным курсивом.
В настоящем времени глагол-связка практически всегда опускается и подлежащее остается с именной частью сказуемого. Например: Время – лучшее лекарство.
Иногда все же мы можем встретить глагол быть в настоящем времени. Как правило, это черта научной, книжной речи. Например: Сказуемое есть один из главных членов двусоставного предложения.
В обычной, разговорной речи глагол-связка быть опускается. Наверное, никому не придет в голову сказать что-нибудь вроде «Я есть ученица средней школы». Но глагол-связка не любит исчезать бесследно, часто он оставляет своего заместителя. В роли такого заместителя мы можем увидеть тире. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если глагол-связка отсутствует, но иногда перед сказуемым встречаются другие слова, которые могут «дружить» или «не дружить» с тире. Запомните несколько подсказок.
1. «Дружат» с тире такие слова, как это, вот, значит. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, смело ставьте тире.
Современные дети – это очень любознательные существа.
Мелкий зимний дождь – вот сущее бедствие нашего времени.
Любить – значит понять и простить.
2. «Не дружат» с тире такие слова: как, что, словно, будто, точно, не. Если Вы их увидели перед именной частью сказуемого, помните, именно они заняли место глагола-связки, поэтому тире в данном случае лишнее.
Голова без знаний как колодец без воды.
Человек неученый что топор неточеный.
Березки в лесу словно девушки в белоснежных сарафанах.
Детские глазенки будто черные бусинки.
Сосны точно большие свечки.
Сердце не камень.Тире между подлежащим и сказуемым 2
Тире – очень важный, многоговорящий знак препинания. Чтобы определить, нужно ли ставить тире между подлежащим и сказуемым в предложении, необходимо обдумать несколько моментов.
1) Смотрим, есть ли глагол-связка (!!! в любом времени). Если есть, тире не ставим.
Собака была его лучшим другом (глагол-связка в прошедшем времени).
Собака есть его лучший друг (глагол-связка в настоящем времени).
Собака будет его лучшим другом (глагол-связка в будущем времени).
Сравните: Собака – его лучший друг (глагол-связка отсутствует).
2) Если нет глагола-связки, смотрим, есть ли перед именной частью слова-друзья или слова-враги для тире. Если мы видим слова это, вот, значит, тире ставим. Если увидели слова как, что, словно, будто, точно, не, тире не нужно.
3) Что еще может помешать поставить тире между подлежащим и сказуемым? Это вводные слова, наречия и несогласованный второстепенный член предложения, относящийся к сказуемому. Они могут стоять между подлежащим и сказуемым, заменяя собой тире.
Совместные усилия ученика и преподавателя, безусловно, путь к успеху.
Необдуманное решение всегда рискованный шаг.
Павлик для вас любимый ученик.
4) Определяем, чем выражены главные члены предложения. Тире ставится, если в роли подлежащего и сказуемого мы видим имя существительное в именительном падеже, имя числительное и глагол в неопределенной форме (инфинитив). Если один из главных членов предложения выражен другой частью речи (прилагательным, местоимением, наречием), тире не ставим.
Я лучший ученик в классе (местоимение и существительное).
Павлик – лучший ученик в классе (существительные в именительном падеже).
Дважды два – четыре (числительные).
Оправдывать безделье – дело неправильное (инфинитив и существительное в именительном падеже).
Эта девочка красивая (существительное в именительном падеже и прилагательное).
5) Последняя трудность. Порядок подлежащего и сказуемого. Если сказуемое выступает перед подлежащим (обратный порядок членов предложения), тире не ставится.
Обязанность каждого человека быть вежливым.
Главная задача искусства заставлять задуматься.
Наверное, неТире
 между подлежащим и сказуемым 3которые из Вас испугались довольно большого количества правил, на которые необходимо обращать внимание при постановке тире между подлежащим и сказуемым. Действительно, это непростой момент в русском языке. И при сдаче ЕГЭ все-таки нужно эти правила знать.
Но очень хочется добавить, что тире – замечательный знак препинания, это любимый авторами знак, потому что автор может ставить этот знак там, где хочет что-то выделить и подчеркнуть. И тогда правила отступают.
Вы – самые замечательные ученики!
Репетитор – не просто преподаватель.
Цель каждого человека – быть счастливым!
Удачи вам в русском языке!
Остались вопросы? Не умеете ставить знаки препинания между подлежащим и сказуемым?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь

Комментариев нет: