понедельник, 5 августа 2013 г.

ВСПОМНИМ ПРИЧАСТИЕ

Причастие – это форма, «причастная» одновременно глаголу и прилагательному. То, что в одном слове совмещаются признаки сразу этих обеих частей речи, делает причастия более богатыми по содержанию. Это свойство причастий широко используется в письменной речи, особенно в научном и художественном стилях речи. Писатели часто прибегают к этой форме глагола при описании картин природы (желтеющая нива, колышущееся поле, волнующееся море), для портретной характеристики героя (наморщенный лоб, обвисшие щеки), для передачи внутренних переживаний персонажа (взволнованный сообщением, влюбленный по собственному желанию, ожидающий свидания). Причастия помогают создать более возвышенную, пафосную, торжественную атмосферу. Возможно, это является причиной довольно редкого использования причастий в разговорной речи. Мы вряд ли скажем «сын, помогающий маме убирать комнату» или «дочь, пылесосящая ковер», скорее всего, мы заменим фразами «сын, который помогает маме убирать комнату» или «дочь, которая пылесосит ковер».
Причастия 1Особое внимание при употреблении причастий в речи обратите на следующие моменты. 
1. Действительные и страдательные причастия выражают разные признаки:
действительные причастия – признак того, кто сам непосредственно действие производит: читающий бизнесмен, занимавшийся ученик. Образуются они с помощью суффиксов -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- в настоящем времени и суффиксами -вш-, -ш- в прошедшем времени;
страдательные причастия – признак того, кто на себе испытывает действие, над кем это действие производится: порванное письмо, подчеркиваемое неравенство. Эти причастия образуются с помощью суффиксов -ом-, -ем-, -им- в настоящем времени и суффиксами -н- (-н-), -енн- (-ен-), -т- в прошедшем времени.
Нередко в речи встречается употребление страдательных причастий вместо действительных и наоборот. Это является ошибкой.
Рассмотрим  предложение: У него оставался один непроверивший вариант. – Неправильно использовано действительное причастие, потому что в таком случае получается следующий смысл: Вариант не проверил сам себя. Верным с точки зрения грамматики будет употребление страдательного причастия (непроверенный вариант), потому что определяемое существительное не производит действие, а испытывает его.
2. От возвратных глаголов причастия используются обычно в том случае, когда соответствующего страдательного причастия в языке образовать нельзя или оно малоупотребительно.
Например: реферат, написанный учеником в апреле; реферат, пПричастия 2исавшийся учеником в нынешнем учебном году
Нельзя использовать форму: реферат, написавшийся учеником в нынешнем учебном году.
Страдательное причастие является главным выразителем значения страдательности, поэтому там, где его можно образовать, возвратное причастие чаще всего не употребляется. Так редко употребляются или не употребляются вовсе формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида. Это такие глаголы, как гулять, бежать, говорить, любить, верить, бежать и т. д.
Соответственно на помощь приходят возвратные причастия.
Например: с точки зрения грамматики неправильными будут обороты: малыш, одевающийся воспитателем; комод, отполировавшийся мастером. В данных сочетаниях обязательно употребить именно форму страдательного причастия: малыш, одеваемый воспитателем; комод, отполированный мастером.
Однако возможны случаи, когда литературными являются обе формы: одобряемый родителями поступок – одобряющийся родителями поступок.
3. Необходимо понять и запомнить, что в русском языке причастий будущего времени нет и не может быть. Причастия обозначают действия, уже совершенные или совершающиеся в настоящий момент, но не в будущем.
Причастия 3Грамматически неверными будут следующие примеры:
Через год у нас будет 5 классов, сдающих ЕГЭ.
Мы сможем воспитать целую армию специалистов, могущих предотвратить наступление глобального потепления.
4. Нельзя употреблять в ряду однородных членов предложения причастный оборот и придаточную определительную часть.
Например: Все люди разделяются на работающих ночью и которые работают с утра.
В однородный ряд нужно объединить либо два причастных оборота, либо два придаточных предложения. Все люди разделяются на работающих ночью и работающих с утра. Все люди разделяются на тех, кто  работает ночью, и тех, кто работает с утра. 
Таким образом, Вы смогли обратить внимание на несколько моментов употребления причастий, которые должен учитывать человек, если он стремится говорить и писать правильно. Конечно, можно вообще не использовать причастия в речи, но это ее обеднит, сделает менее яркой и более простой, пресной.
Удачи Вам и красивого, богатого, интересного и правильного русского языка!
 Остались вопросы? Не знаете, как грамотно употреблять в речи причастия?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Причастие – одна из наиболее трудных форм русского языка. От одного глагола можно образовать как минимум одно причастие, а от некоторых глаголов – два, три и четыре причастия. Не всегда это сделать легко, потому что нужно правильно определить формообразующую основу и формообразующий суффикс. Для того чтобы определить, сколько причастий можно образовать от данного глагола, воспользуемся таблицей-подсказкой.
Переходность Вид Действительные причастия Страдательные причастия
. . Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время
Переходные глаголы Несовершенный + + + +()
Переходные глаголы Совершенный + +
Непереходные глаголы Несовершенный + +
Непереходные глаголы Совершенный +
Большинство глаголов образуют причастия именно по схеме, указанной в таблице.
Например, глагол читать. Несовершенного вида, переходный, значит, должно образовываться четыре формы причастий. Проверим: читающий, читавший, читаемый, читанный.
Возьмем непереходный глагол совершенного видапробежать. От него возможна только одна форма – пробежавший.
Глагол блестеть несовершенного вида, непереходный, т.е. две формы причастий – блестевший и блестящий.
Но, конечно, в русском языке не обойтись без исключений.
Попробуйте определить, сколько причастий образуется от глагола беречь.
Согласно нашей таблице, этот переходный глагол несовершенного вида должен иметь все четыре формы причастий. Попробуем их образовать: берегущий, берегший, береженный, берегомый. Не звучит, правда?! Как Вы думаете, почему не все эти формы существуют в современном русском языке?
В данном случае действуют не грамматические законы, а фонетические. Из-за неблагозвучности одни формы вообще не используются в современном русском языке (в нашем примере берегомый), а другие употребляются ограниченно в определенных стилях речи.
Итак, обратите внимание!
1) Формы страдательных причастий настоящего времени (суффиксы -ом-, -ем-, -им-) не употребляются в современном русском языке у переходных глаголов несовершенного вида:
арестовать, бить, будить, вертеть, возить, гладить, готовить, громить, грызть, держать, жарить, ждать, зватТрудности в образовании причастий 2ь, иметь, класть, колоть, красить, лечить, мести, мыть, пахать, печь, пилить, полоть, прятать, резать, солить, сторожить, сыпать, тушить, учить, чистить, шептать.
К таким глаголам можно также отнести глаголы  беречь, брать, везти, вить, вязать, глядеть, греть, грузить, давить, жалеть, жать, жечь, знать, кипятить, клеить, кормить, лепить, лить, молоть, находить, петь, писать, пить, портить, рвать, рубить, ставить, сушить, ткать, тянуть, хоронить, шептать и др.
2) Нельзя образовать формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов совершенного вида:
толкнуть, разглядеть, проспрягать, просклонять, проехать, проводить, пробежать, полюбить, пожелать, подождать, облететь, напомнить, миновать, лизнуть, затмить, застать, достать, вернуть и др.
3) Нельзя образовать страдательные причастия прошедшего времени от переходных глаголов несовершенного вида, если ударение в неопределенной форме падает на -ать (-ять) и не перемещается на другой слог при образовании причастия.
Это такие глаголы, как решать, бросать, определять, получать, составлять, примерять, объяснять и др.
4) Приставочные глаголы с суффиксом -ива- (-ыва-) страдательных причастий прошедшего времени не образуют:
Переписывать, прочитывать, рассказывать, дорисовывать, рассеивать, восстанавливать, додумывать и др.
Особое внимание, выбирая формообразующий суффикс для  образования причастия, обратите на следующие случаи.
1. Большинство действительных причастий прошедшего времени образуется от основы неопределенной формы глагола или формы прошедшего времени, если она оканчивается на гласную букву, с помощью суффиксов -вш-: учить – учивший, делать – делавший.
Если основа неопределенной формы глагола оканчивается на согласную букву, используем суффикс -ш-:
Расти росший, нести – нёсший.
Суффикс -ш- используется и при таком условии, когда основа неопределенной формы глагола оканчивается на -шибить, -ереть: ушибить – ушибший, вытереть – вытерший. Достаточно часто в речи встречаются ошибочные формы вытеревший, ушибивший, но их нельзя употреблять в литературном языке!
2. Для образования  страдательных причастий прошедшего времени служат суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (сотканный, охлажденный, вытертый). В просторечии нередко встречаются ошибки, связанные с употреблением одного суффикса вместо другого.  
В квартире убрато: суффикс -т- ошибочно использован вместо суффикса -н-.
3. Нужно помнить, что при образовании причастия не должны присоединяться новые словообразовательные  приставки, суффиксы и постфиксы глагола, однако нельзя убирать и старые. Наиболее распространёнными ошибками являются:
а) отбрасывание -ся в случае образования причастий от возвратных глаголов (подняться – поднявшийся, не поднявший!);
б) прибавление новых приставок (беречь – берегший, несберегший!).
Таким образом, Вы видите, что обТрудности в образовании причастий 3разование причастий имеет множество правил и ограничений, поэтому не огорчайтесь, если что-то здесь не сразу получается. Пытаться выучить все правила образования причастий – сложно и, наверное, не нужно. Доверяйте своему языковому чутью. Это значит, пытайтесь подставить все суффиксы причастий к данному Вам глаголу, образуйте причастия и выбирайте их по принципу: нравится, как звучит форма, или не нравится. Если не нравится, то это, скорее всего, форма, не существующая в современном русском языке, или устаревшая, просторечная форма.
Удачи Вам в изучении русского языка и отличных оценок! 
Остались вопросы? Не знаете, как образовать форму причастия?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Комментариев нет: