воскресенье, 4 августа 2013 г.

мир МЕСТОИМЕНИЙ разнообразен и широк...

Мир местоимений многообразен и очень широк. Наверное, не существует языка, в котором не было бы местоимений. Мы постоянно пользуемся ими в своей речи, поэтому после существительных и глаголов местоимения занимают 3-е место по частоте употребления. Однако следует учитывать, что, по сравнению с глаголами и существительными, которых в языке тысячи, местоимений всего несколько десятков. Теперь представьте, как часто мы употребляем одни и те же местоимения в нашем разговоре или в письменных текстах! Самые частотные местоимения – я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.
Местоимения 1Конечно, может возникнуть вопрос: «А зачем так часто повторять местоимения? Неужели их нельзя заменить другими частями речи?» Нет, нельзя обойтись без местоимений, и частое повторение их тоже неизбежно, потому что постоянно возникает необходимость указывать на события, предметы, явления, количество, качества, о которых уже ранее говорилось. Если бы не было местоимений, мы были бы вынуждены повторять существительные, прилагательные, числительные, глаголы и даже целые фразы, а это слишком нудно и длинно. Язык же, как и большинство людей, довольно ленив, поэтому и нужны местоимения – для экономии места, времени и пространства.
Местоимения – это слова, которые не называют предмет, признак или количество, а только указывают на него. Местоимениям, следовательно, свойственно не конкретное лексическое значение, а обобщенное. Но в контексте местоимение может приобретать конкретное значение, которое будет изменяться в другом контексте. Например, местоимение он в предложениях «Шар упал, он был легкий» и «Кирпич упал, он был тяжелый» будет иметь разное лексическое значение в соответствии с тем, что именно заменяет местоимение он – существительное шар или существительное кирпич.
Однако не все местоимения могут конкретизироваться в определенном контексте. Некоторые всегда сохраняют свое значение только указателя на предмет, признак, количество. Это относится, прежде всего, к отрицательным и неопределенным местоимениям. Например: Никто за Вареньку не сможет выучить правила.
По значению местоимения принято делить на девять разрядов. Довольно большое количество этих разрядов вызывает определенные трудности при изучении, но главное – понять принцип деления и значение местоимений, тогда выучить будет гораздо легче.
1. Личные местоимения. Я – мы, ты – вы, он, она, оно – они.
Пример: Вероника не придет. Она занимается русским языком с репетитором.
2. Возвратное местоимение себя. Оно указывает на отношение субъекта к самому себе.
!!! Это местоимение не имеет формы именительного падежа, не имеет рода и числа. Пример: Каждому необходимо хоть раз взглянуть на себя со стороны.
3. Притяжательные местоимения. Мой, твой, наш, ваш, свой.
Эти местоимения, как и притяжательные прилагательные, обозначают принадлежность.
Пример: Возьми мой учебник по русскому языку.Местоимения 2
4. Указательные местоимения. Тот (та, то, те), таков (такова, таково, таковы), этот (это, это, эти); такой, таковой, экий (экой), этакий (эдакий), сей, оный, столько.
Все эти местоимения, кроме местоимения столько, могут иметь категорию рода, числа и падежа. Местоимение столько может только изменяться по падежам.
Пример: Обязательно выучи эти разряды местоимений!
5. Вопросительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой.
Эти местоимения используются в вопросительных предложениях для оформления вопроса.
Пример: Кто готов заниматься серьезно и упорно?
6. Относительные местоимения. Кто, что, какой, каков, который, чей, сколько, кой, каковой.
Эти местоимения омонимичны вопросительным, но отличить их нетрудно: относительные используются в сложноподчиненных предложениях в качестве средства подчинительной связи придаточной части предложения с главной. Здесь они обычно называются союзными словами.
Пример: Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно.
Иногда относительные и вопросительные местоимения объединяют в один разряд: вопросительно-относительные.
7. Определительные местоимения. Весь, всякий (всяческий, всяк), сам, самый, каждый, иной, любой, другой.
Пример: Я сам хочу всего добиться.
8. Отрицательные местоимения. Никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей.
Значение отрицательных местоимений не раскрывается в контексте, что является их особенностью.
Все отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью приставок ни- и не-. Приставка не- всегда ударная, а приставка ни- всегда без ударения.
Пример: Некогда болеть, никогда не болеть.
Запомните! Местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа!
9. Неопределенные местоимения. Некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь; нечто, кое-что, что-то, что-либо, что-нибудь; некоторый, который-либо, который-нибудь, какой-то, некий, кое-какой, какой-либо, какой-нибудь; чей-то, чей-либо, чей-нибудь; несколько.
Общей осМестоимения 3обенностью неопределенных местоимений, так же, как и отрицательных, является то, что их значение не раскрывается в контексте.
Образуются неопределенные местоимения от вопросительных с помощью приставок кое-, не- и постфиксов -то, -либо, -нибудь.
Пример: Кто-нибудь поможет мне решить это задачу.
Запомните! Местоимение некто употребляется только в именительном падеже, местоимение нечто – в именительном и винительном падежах. Фактически эти местоимения не изменяются!
Итак, перед Вами трудная, но выполнимая задача – понять и выучить разряды местоимений по значению. Если Вы с ней справитесь, Вам будет гораздо легче при изучении сложных предложений.
Удачи Вам и красивого, грамотного русского языка!
Остались вопросы? Не знаете все разряды русского местоимения?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Ранее уже говорилось о том, что местоимения – одна их наиболее часто используемых частей речи, причем в разговорном стиле речи местоимения употребляются гораздо чаще, чем в книжных. Это связано с тем, что у говорящих есть много средств, помогающих конкретизировать используемые местоимения. Помогает сама ситуация, интонация, тема и т. д.
Употребление местоимений 1Вы наверняка сами бывали участником диалога вроде следующего:
- Ну, а он что? Придет?
- А она? Будет нас встречать?
- Все, отправляемся!
В разговоре можно конкретизировать местоимение жестом или мимикой, порядок слов не играет решающей роли, потому что смысл передается интонацией. Поэтому, например, если скажут: «Посмотрите, вон все выбегают на поле и несут какие-то коробки? Вы их видите?» – в устной речи можно понять, о чем идет речь (о тех, кто на поле, или о коробках), ведь на нужное местоимение падает логическое ударение, а в письменной речи необходимо уточнение словом, иначе искажается смысл высказывания.
Только в разговорном стиле возможны конструкции, когда местоимение играет роль связки, заполнения пустоты, для обозначения незавершенности фразы. Это, например, такие реплики:
Вы знаете… я тут.. это.. пытался… это самое
А онавы знаете что
А она такая
Согласитесь, мы часто слышим подобные фразы в обычной жизни.
В просторечии встречаются случаи, когда одно местоимение заменяет другое, что часто является грамматически неправильным. Встречается также употребление неверной падежной формы местоимений. Например:
- Ванька!
- Кого? (вместо нормативного что?)Употребление местоимений 2
- Иди сюда!
Показывая на ромашку, мама спрашивает у ребенка:
- Ты кого видишь? (вместо что?)
- Ромашку!
- Ты чего такой грустный? (вместо почему?)
- Устал.
- До сколька ты работаешь? (вместо до которого часа?)
- До шести.
Да, все эти просторечные «неправильности» используются, причем довольно широко, но мы должны помнить, что это возможно только в разговорном стиле речи, но никак не в литературном, грамотном, красивом языке.
Книжные стили речи
Употребление местоимений в книжных стилях имеет свои особенности. Некоторые местоимения имеют яркую книжную окраску. Например, в официально-деловом и научном стилях часто встречаются такие местоимения: нечто, некий, как, некто, таков, таковой, какой, иной. Эти местоимения если и используются в разговорном стиле, то придают разговору оттенок книжности.
Чаще употребляются в книжных стилях речи неопределенные местоимения с постфиксом -либо (кто-либо, что-либо, какой-либо), тогда как для разговорного стиля выбираются неопределенные местоимения, образованные при помощи постфиксов -то или -нибудь (кто-то, кто-нибудь что-то, что-нибудь, какой-то, какой-нибудь).
В книжной речи частотны относительные местоимениято, что, сколько, какой, чей, который), потому что они выполняют функцию союзных слов в сложноподчиненных предложениях, а сложных синтаксических конструкций в художественном, научном, официально-деловом и публицистическом стилях очень много.
Употребление
 местоимений 3В разговорном же стиле чаще используются вопросительные местоимения (кто, что, сколько, какой, чей), потому что в диалогах нередко встречаются вопросы.
Интересно также, что в официально-деловом стиле местоимения 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа (я, мы, ты, вы) употребляются крайне редко.
В научном стиле очень редко можно встретить личное местоимение я, обычно его заменяют множественным числом – мы.
Также в научном стиле есть стремление заменять местоимения причастиями и прилагательными, например вышепоименованный, вышеуказанный, данный, известный, нижеследующий, определенный, следующий, указанный и др.: Определенный интерес представляет следующее (вместо это) доказательство данной (вместо этой) точки зрения...
Ошибки в употреблении местоимений
Приведем наиболее часто встречающиеся ошибки, связанные с использованием местоимений.
1. Искажение смысла сообщения.
Из США на почту пришла посылка. Скоро она закрылась на обеденный перерыв (Почта или посылка?).
Ужасно боясь грозы, собака спрятала голову под коврик и держала ее там до того времени, пока она не перестала. (Кто перестал? Гроза? Собака? Голова?)
Должно быть абсолютно понятно из контекста, о чем идет речь, какое конкретно существительное заменено местоимением.
2. Ввод местоимения в текст, если нет существительного, которое замещается этим местоимением.
У нашей команды всего десять очков, и он решил изменить тактику (Кто он? Тренер? Капитан? Главный игрок?).
3. Несогласованная форма союзного слова.Употребление местоимений 4
Здесь представлено очередное поколение, для которых наше дело… Правильный вариант будет: Здесь представлено очередное поколение, для которого наше дело…
4. Неоправданная замена одного местоимения другим.
Они выиграли соревнования без никакой подготовки (Нужно без всякой подготовки).
Собаковод вывел во двор огромного черного пуделя со всеми своими наградами (Нужно с его наградами).
Будьте внимательными при употреблении местоимений, особенно это касается литературной речи.
Удачи Вам и красивого, грамотного русского языка!
Остались вопросы? Не знаете об употреблени русских местоимений?Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.

Комментариев нет: